Научная статья способы оптимизации деятельности организации Конспект презентация 9 класс земледелие и животноводство
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Воображение играет существенную роль в действительности и творческой деятельности воображение в процессе 
• Глав
Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего Разновидность творческого воображения — фантазия. Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов).
ная
• Институт
• Об институте
• Структура
• Нормативные документы
• СМИ о нас
• Коллекция детского рисунка
• Наука
• Основные направления
• Государственное задание
• Диссертационный совет
• Результаты интеллектуальной деятельности
• Международная деятельность
• Издания
• Педагогика искусства
• Учитель музыки
• Новые публикации
• Электронная библиотека
• Образование
• Аспирантура
• Повышение квалификации
• Дистанционные курсы
• Международный интерактивный семинар
• Фотогалерея
• Контакты
• Телефонный справочник с адресами email
• Реквизиты
• Адрес и схема проезда
Вы здесь
Важнейшим условием раскрытия творческого потенциала педагогов является развитие творческого воображения. Обоснование этой позиции мы находим в трудах многих крупнейших ученых. Богатый материал по исследованию природы воображения содержится в трудах философов-эстетиков, разрабатывающих теорию искусства (Ф. Шиллер, М. Штирнер, Ф. Ницше и др.). В этих работах особое внимание уделяется таким ключевым понятиям, как образ, символ, миссия художника. Достаточно глубоко исследован педагогический аспект творческого воображения и в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии. Так, например, последователи теории (З. Фрейда, К.Г. Юнг, О. Ранк, П. Тиллих, К. Хорни и др.) раскрывали такую позитивную роль воображения, как потенциал самораскрытия, заложенный в нем. Воображая, человек осуществляет процесс «знакомства с Другим» и таким образом познает прежде закрытые аспекты собственной природы, существование которых никогда не ранее признавал. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский обосновал ряд положений о значении воображения для осуществления человеком творческой деятельности. «В этом смысле, - пишет ученый, - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении». Л.С. Выготским описан психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение изменённых элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. «Муки творчества» связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - пишет Л.С. Выготский [1]. Французским ученым Т. Рибо еще в начале ХХ века описаны три последовательные стадии развития воображения: 1) возраст, с которого начинается проявление воображения (раннее детство): игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире; 2) «критическая фаза неопределенной продолжительности», «момент кризиса». Как пишет ученый, на этой стадии происходит «антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума»; 3) «воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле». Ученый заключает (этот вывод очень важен для исследования развития творческого воображения педагогов), что у большинства взрослых творческое воображение приходит в упадок. «Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой, и проч. Это, однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно, ни у кого; оно делается только случайностью» [4, с. 132-140]. T. Рибо определяет творческое воображение как результат взаимодействия трех компонентов: умственной жизни, эмоционально-аффективной сферы и бессознательного. Следовательно, творческое воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями (А. Дистервег, Л.И. Анциферова, Л.Н. Куликов, А.И. Щерба и др.). Воображение неразрывно связано и с волевыми качествами личности, т.е. с основами процесса саморазвития, которое возможно лишь в процессе приобретения достаточного личного опыта творческой деятельности, при значительной затрате своих физических, психических и духовных ресурсов [2]. Существует несколько форм связи воображения с действительностью: - воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Кроме того, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение; - воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения. - воображение тесно взаимосвязано с эмоциями. Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса: 1) Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления. 2) Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи. 3) Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретeнные и известные ранее данные. Исследования выявили типичные способы и приемы, которые используются для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в новые и фантастические. Одним из основных приемов является комбинирование - сочетание имеющихся в опыте человека элементов в новые, более или менее необычные комбинации [3]. Проблема развития творческого воображения педагогов актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, в том числе и педагогической. Сила оригинальной, творческой мысли состоит в способности по-новому взглянуть на вещи [7]. Под независимостью мышления в первую очередь понимается в данном случае инициативность, т.е. способность сделать первый шаг в решении нестандартной задачи. Эта способность в свою очередь зависит от воображения, умения сформировать осознанное представление о чем-либо новом, ранее не встречавшемся в действительности. Творческое воображение педагога создает своеобразный фундамент для развития исследовательских умений, инициативности и активности, наблюдательности. Развитый уровень воображения означает, что педагог нестандартно мыслит, готов к поиску оригинальных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач. Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению (предварительная направленность мышления). В этом случае, как показывает практика, эффективна опора на такие формы заданий на тренингах и семинарах по развитию творческого воображения, как:  агглютинация - склеивание образа из разных частей (кентавр);  аналогия - отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;  акцентирование - заострение образа на какой-либо черте, детали (преуменьшение, преувеличение);  типизация - процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж). Особенно важно, чтобы педагоги развили в себе способность «отпускать» воображение. Не случайно С.Л. Рубинштейн утверждал, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и ее отсутствие или несовершенство, ее неадекватность творческим задачам художника... может сковать его воображение» [5, c. 206]. Важную роль в развитии творческого воображения играют: - увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений; - развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях; - развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов: где, как, когда, почему, для чего и т. д. [3]; - систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Среди большого количества методик, приемов, технологий, подходов к развитию творческого воображения наиболее эффективной является, на наш взгляд, опора на обогащение коммуникативного, социального и эстетического опыта. Именно опыт в разных его видах помогает устранять негативные последствия доминирования латерального мышления. Значительным потенциалом в расширении опыта обладает чтение, так как в этот момент происходит активная визуализация вербальных образов. При развитии творческого воображения эффективна работа с ассоциациями [3]. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов. Среди них существующих методов особый интерес для развития творческого воображения существует несколько довольно доступных и просто реализуемых, в силу этого их можно активно использовать в процессе педагогических тренингов и семинаров: найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема педагогического совета (скажем, о профилактике низкой успеваемости учащихся) обретает неожиданные повороты, если, исходя из темы, ставятся вопросы, изменяющие привычное видение данной темы. Например, «Всегда ли низкая успеваемость является свидетельством недоработок педагогического коллектива», «Социальные факторы низкой успев

4 дн. назад Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой. Творческое воображение 


Психологические основы развития творчества и воображения у детей  деятельности и в формировании их творческих способностей.  В игровой деятельности, а также и в творческой деятельности дети 

О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. «Воображение - основа любого творчества, и можно предполагать, что 


А. Общая психология Воображение Виды механизмы творчество развитие. характеристика воображения и его роль в психической деятельности. в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа 


Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек  Особым видом активного творческого воображения является мечта.  Физиологическую основу памяти составляет замыкание 

В реферате зассматриваются виды творческого воображения, а также Воображение выступает при этом как замена деятельности,ее суррогат, из-за 


Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее 


Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой.  как естественная основа любой творческой деятельности, её называют 

Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, Развитое творческое представление играет великую роль в творческих и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и 


Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.


Описаны методики развития творческого воображения педагогов.  значении воображения для осуществления человеком творческой деятельности.  «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - пишет Л.С.

Термин «творчество» указывает на деятельность, результатом которой воображением, которое и составляет основу творческой деятельности 


Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и 


В статье рассматривается проблема развития творческого воображения у старших  Творческое воображение ребенка с ЗПР в художественной деятельности  порождает новые образы, составляющие основу творчества детей 

На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая 


в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности 


В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от  Деятельность воображения естественно и закономерно порождается 

различают несколько видов воображения . самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, 


Строительство зданий в зимнее время
Методика культурно творческой деятельности
Рулоны для производства туалетной бумаги
Добыча нефти в узбекистане 2015
Покупка оборудования при строительстве здания
Набор социальных услуг состоит из
Рыбоводство определение
Детская одежда производство харьков
Мебель производство казань интернет магазин
Производство мебели в коломне
Производство упаковки для одежды
Хозяйственная деятельность и технический прогресс
Этика научно исследовательской деятельности
Производство мебели закупка материалов
Оператор по добыче нефти и газа самара
Производство резиновых роликов
Технический отчет по наладке и испытаниям электрооборудования
Рыболовство в магаданской области котов
Производство металлических изделий
Закон о спортивном рыболовстве
Офисная мебель собственное производство
Производство упаковки лекарственных средств
Дипломная работа на тему проектная деятельность библиотек
Виды научной деятельности социолога
Книга о ремонте компьютера читать онлайн
Добыча железной руды в кировской области
Добыча золота в донецкой области на карте
Источники правового регулирования рекламы и рекламной деятельности
Магазин охота рыболовство в ростове на дону
Техника для лесозаготовок в фс 15
Услуги социальной сферы включают в себя
Добыча золота брянской области
Производство изделий из дерева в беларуси
Оборудование для узв и рыбоводства своими руками
Производство корпусной мебели новосибирск
Установка монтаж котельного оборудования
Объемы производства грузовых прицепов в россии
Смотреть научные разработки
Добыча алмазов в россии реферат
Общие условия обеспечения безопасности военной службы
Продукт металлургического производства 4 буквы
Проведение лотереи на праздниках
Проблемы развития растениеводства в россии
Есть работа на лесозаготовку город барнаул
Монтаж оборудования на промышленных предприятиях
Свиноводство как отрасль скороспелого животноводства
Абсцизовая кислота применение в растениеводстве
Доступность услуг в сфере социального обслуживания



© Copyright, economikpsihologia.ru