Лицензирование транспортно экспедиционной деятельности Выщелачивание добыча золота
Анализ показателей работы библиотеки. 2.1. Платные 2.2. Абсолютные показатели работы библиотеки 2.3. Относительные и средние величины 
Поиск по сайту
Статистический отчет как показатель деятельности библиотек
(по материалам статистических отчетов библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан)
Салмина И.В.,
ведущий библиотекарь научно-методического отдела
Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ
В 1968 г. году Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета была утверждена в качестве методического центра для библиотек высших учебных заведений зоны Верхнего Поволжья. В настоящее время она объединяет три республики: Башкортостан, Татарстан и Удмуртию. Состав библиотек, входящих в зону Верхнего Поволжья, начиная с 1968 года, постепенно менялся, и сегодня в него входят 36 библиотек государственных высших и более 60-ти библиотек средних профессиональных учебных заведений. Методическое объединение Республики Татарстан включает 21 библиотеку высших учебных заведений и 19 библиотек средних профессиональных учебных заведений.
Статистическая отчетность является важнейшим средством анализа деятельности библиотек. Статистика позволяет прогнозировать ситуацию, фиксировать и развивать успехи в работе библиотеки. Для библиотек высших учебных заведений существует форма статистической отчетности, утвержденная Центральным методическим кабинетом НБ МГУ. Со временем она претерпевала изменения, дополнялась графами с учетом появления новых технологий в работе библиотек.
Являясь методическим центром, Научная библиотека КГУ проводит ежегодный анализ статистических данных, который позволяет наблюдать динамику их развития, видеть достижения и недостатки в работе библиотек.
Анализ основных показателей деятельности вузовских библиотек Республики Татарстан за 2000-2005 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Совокупный фонд этих библиотек за анализируемый период увеличился на 3.165.512 единиц хранения и составил к концу 2005 года 14.180.261 экземпляр. Это произошло в основном за счет значительного притока учебной литературы (Рис.1), что, прежде всего, связано с аттестацией вузов и необходимостью оперативного решения проблем книгообеспеченности учебной литературой. А поскольку акцент делался на комплектовании фонда учебной литературой объем научной литературы заметно сократился (если в 2000 г. ее совокупный объем составлял 11.309.935 экземпляров, то в 2005 г. - 7.891.689 экземпляров).
Рис.1
Самые высокие показатели поступлений документов в библиотеку приходятся на 2001 год (в среднем на одну библиотеку - 433.939 экз.).
Деятельность всех подразделений библиотеки, работающих с фондами, была направлена на Относительные показатели НБ БГСХА, 2013-2014гг.
Число читателей - один из ведущих показателей деятельности библиотек. В последнее время он растет быстрыми темпами (рис. 2). Если по единому читательскому билету в 2000 г. совокупно по всем библиотекам вузов Республики Татарстан было зарегистрировано 136.105 читателей, то в 2005 г. - уже 170.944. В основном увеличение показателя идет за счет так называемых "посторонних" читателей. К сожалению, форма статистического отчета не позволяет выяснить, что это за "посторонние" читатели - то ли студенты мигрируют из библиотеки в библиотеку, то ли научная общественность и служащие проявляют интерес к достаточно богатым фондам некоторых вузовских библиотек.
Рис. 2
Количество посещений на протяжении пяти лет (2000-2005 гг.) выросло в целом на 1 млн. 260 тыс. человек. По сравнению с 1990 г. этот показатель увеличился на 2 млн. Причиной увеличения числа посещений послужило не только увеличение числа читателей, но и открытие новых вузов и факультетов, а также повышенный спрос на электронные ресурсы, которые активно стали формировать вузовские библиотеки. Кроме того, некоторыми библиотеками предоставляется доступ и к Интернет ресурсам. Однако, рост коэффициента книговыдачи значительно превышает рост коэффициента посещений. Это свидетельствует о стабильной востребованности книжного фонда, а не только электронных ресурсов.
Показатель книговыдачи, который в некоторой степени зависит от числа читателей и посещений, по сравнению с 1990 г. вырос на 4 млн. 903.892, а за последние пять лет (с 2000 по 2005 г.) увеличился на 3 млн. 437.214 экземпляров. Соответственно вырос показатель читаемости - с 64 до 66 экземпляров книг и других документов на одного читателя. Все эти факты свидетельствуют о повышенном спросе, прежде всего, на учебную литературу (за 2004-2005 гг., показатель книговыдачи учебной литературы вырос на 896 тыс. экз.).
Новые формы работы с читателями, внедрение новых технологий в работу библиотек требуют квалифицированных кадров. Требования к кадрам растут, естественно предпочтение при этом отдается профессиональному образованию. Анализ статистических отчетов показал, что в вузовских библиотеках 85% персонала имеют высшее образование, из них около 30 % - высшее библиотечное образование, 15 % - среднее профессиональное образование. Если в 2001 г. высшее образование имели 76 % библиотекарей, то в 2005 г. - уже 85%. При этом остается проблема "текучести" библиотечных кадров. Основной ее причиной, безусловно, является низкая заработная плата. Молодые специалисты-библиотекари по окончании вуза все реже идут работать в библиотеки. Более того, чтобы быть конкурентоспособной, профессия библиотекаря приобретает новые квалификации - информатик-менеджер, информатик-администратор - с возможностью реализации в других сферах деятельности. Это становится одной из причин притока в библиотеки кадров с высшим не библиотечным образованием. Неблагоприятная обстановка на рынке труда также этому способствует. Эту тенденцию подтверждает фактический материал, полученный в результате анализа статистических отчетов вузовских библиотек зоны Верхнего Поволжья (в 2005 г. в библиотеках насчитывалось 356 человек с высшим образованием, из них 205 - с высшим специальным образованием).
Относительные показатели работы библиотеки в 2014 году. 2012. 2013. 2014 При осуществлении своей деятельности библиотека придерживается.
Новое время диктует новые правила. Библиотеки активно внедряют новые информационные технологии. Создаются электронные ресурсы, доступные в сети Интернет. Это послужило появлению нового раздела в форме статистического отчета, который отражает деятельность библиотек в области компьютерных технологий. За последние пять лет значительно вырос парк компьютеров (на 250 ПЭВМ), увеличилось количество множительной техники (сканеры, ксероксы, принтеры). Отмечается лавинообразный рост количества записей в электронных каталогах (2000 г. - 319 тыс., в 2005 - 973 тыс.). За два последних года библиотеки представили в Интернет более 400 тыс. библиографических записей. Все эти цифры подтверждают динамичное развитие библиотек в условиях нового времени.
Рис. 3
Постепенно модернизируются зоны обслуживания, открываются компьютерные центры, классы. Библиотеки становятся не только хранилищами книг, здесь сосредоточены разнообразные источники электронной информации. Задачи, которые ставят перед собой библиотеки, требуют новых условий для их реализации.
Проследить состояние материально-технической базы библиотек в некоторой степени позволяет характеристика площадей. Количество мест в читальных залах, по-сравнению с 1990 г., несколько сократилось. В 1990 году на 15 библиотек приходилось 6316 посадочных мест, в 2005 г. на 22 библиотеки - 6149 мест. Тенденция снижения наблюдалась в период с 1992 по 1993 гг.: показатель уменьшился на 1146 посадочных мест. Затем ситуация стабилизировалась, количество мест для читателей вновь выросло до 5500 мест. Следует отметить, что данные о библиотечных площадях начали фиксироваться в отчетной таблице только с 1998 г., поэтому трудно предположить причину сокращения мест в читальных залах, и объяснить ее сокращением площадей. По данным 2005 г. библиотечные площади увеличились на 5 тыс. кв. м (1998г.- 31001кв. м, а в 2005 - 36038,9 кв. м). При этом, например, библиотеки Казанской ветеринарной академии, Казанского финансово-экономического института, Набережно-Челнинского педагогического института, Камского института физкультуры, Альметьевского нефтяного института и Зеленодольского филиала КГУ частично утратили свои площади. К сожалению, форма отчетности не позволила выяснить причину этого факта.
Завершая анализ статистических данных, нужно отметить, что в целом вузовские библиотеки Республики Татарстан развиваются в положительной динамике. Это подтверждают и относительные показатели обращаемости, читаемости и посещаемости. Хотя показатель книгообеспеченности выделяется из этой динамики, здесь с 1990 по 2002 г. наблюдается незначительное снижение.
Зональная Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского КГУ является методическим центром и для библиотек средних профессиональных учебных заведений. Форма статистического отчета для библиотек этой категории, в отличие от библиотек высших учебных заведений, имеет более простую структуру. Сведения о деятельности библиотек ссузов поступают в методический центр с 1998 г., с тех пор форма отчетности практически не менялась.
Совокупно фонды библиотек средних профессиональных учебных заведений с 1999 г. увеличились на 163 тыс. экземпляра, это произошло в основном за счет поступления художественной литературы (в 1999 г. - 172.591, в 2005 г. - 196.734). Большим спросом у учащихся пользуется учебная литература, это подтверждает показатель книговыдачи: с 1999г. по 2005 г. он вырос на 322 тысячи экземпляров. Несмотря на то, что количество читателей, по сравнению с 2001 г (27 тыс.), уменьшилось на 2 тыс. (2005 г. - 25 тыс.), количество посещений увеличилось на 170 тыс., что косвенно подтверждает востребованность библиотеки. Отмечается также рост числа посадочных мест в библиотеках, увеличение нагрузки на библиотечных работников и увеличение штата (всего библиотечных работников в 1999г. - 52, в 2005 г. - 67). Кадровую ситуацию в библиотеках средних профессиональных учебных заведений на протяжении последних 3-х лет с 2003-2005 гг. можно считать стабильной (хотя по сравнению с 1999 г. количество библиотекарей сократилось на 10 %). Около 40 % кадров по данным на 2005 г. имеют высшее образование. Из них 20 % - высшее библиотечное, а остальные - среднее профессиональное образование. В целом в развитии библиотек средних профессиональных учебных заведений также отмечаются положительные тенденции. Об этом свидетельствуют и о

Приложение 5. 104. Относительные показатели деятельности библиотек в динамике. Сотрудники, принимавшие участие в подготовке доклада. Ю5. 4 


мирования читателей о деятельности Библиотеки, продвижения  улучшит относительные показатели работы Библиотеки, такие как 

6.2 Показатели деятельности муниципальных детских библиотек , детских практикой относительные показатели – % охвата населения (детей в 


Сороколетова Н. В. Анализ деятельности муниципальных библиотек по К относительным показателям, которые оценивают качество работы 


Каждая библиотека вправе формулировать названия подразделов  Относительные показатели деятельности муниципальных 

Санкина Л. В. Итоги деятельности муниципальных детских библиотек и отделов по работе Относительные показатели деятельности муниципальных 


Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной Относительные показатели работы библиотеки ИФКиС 


Мы все знаем, что в практической деятельности библиотек ежедневно  Качественные или относительные показатели – это обращаемость, 

Относительные показатели эффективности и качества работы библиотек: читаемость Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год 


Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных практикой относительные показатели – % охвата населения (детей в нашем 


Исследована проблема оценки деятельности вузовских библиотек.  Относительные показатели в последние годы не приводятся в отчетах. Поскольку 

Контрольные показатели деятельности библиотеки… работы на основе цифровых (абсолютных и относительных) показателей работы, 


Показатели деятельности библиотеки. В основе современной библиотечной статистики лежит учет. Ежедневный учет заключается в регистрации 


самой библиотеки, на показатели деятельности вузовской библиотеки  ные годы демонстрирует их относительную устой- чивость в советскую 

Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать Заслушивание на педсоветах по результатам деятельности ШБ (темы).


отражающим все направления деятельности библиотеки, или представлять Показатели структуры – это относительные величины, определяющие 


в подготовке годового информационного отчета о деятельности библиотек.  Показатели работы должны быть достоверны и  библиотечной работы на основе цифровых (абсолютных и относительных) показателей работы 

Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, Относительные величины — это отношение одной сравниваемой величины к другой.


Объектом системы выступает деятельность библиотеки по созданию и предоставлению Используя относительные показатели (обращаемость, 


Статистический отчет как показатель деятельности библиотек  Это подтверждают и относительные показатели обращаемости, читаемости и 

совершенствования планирования деятельности библиотек. В от- личие от традиционно единении планирования и фактического влияния на показатели деятельности. так и относительных (читаемость, обращаемость 


Определения основных понятий библиотечной деятельности. Книгообеспеченность – относительный (качественный) показатель библиотечной 


Статистическая информация по деятельности библиотек вызывает интерес у  К относительным показателям в нашей библиотеке двойственное 

Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Иркутской области Относительные показатели состояния и использования фондов 


Незначительно изменились относительные показатели деятельности по книгообеспеченности и обращаемости фонда библиотеки, что связано с тем, 


иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в  Относительные показатели могут отражать следующее:  Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников):.

деятельности библиотек, полученных на основе учёта по специально утверждённым Относительные показатели могут отражать следующее:.


Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления создание базы планирования деятельности библиотеки и отчетности по их работе; применения делятся на аналитические (абсолютные и относительные),.


стороны деятельности библиотек, выполненные работы приводятся, как  Относительные показатели библиотечной о тати с тики делятся на.

Основные показатели деятельности библиотеки и связанные с ними финансовые Основные и относительные показатели отразите в таблице.


показателями качественной оценки деятельности библиотеки все же остаются проверенные долголетней практикой относительные показатели 


Сеть общедоступных (публичных) библиотек системы Министерства культуры  относительные показатели деятельности муниципальных библиотек:.

Эффективность деятельности библиотеки оценивается по определенным относительные показатели, которые делятся на три основные группы.


Рыболовство в новгородской области
Антисептик для зимней обработки древесины
Основы рекламной деятельности учебник
Профсоюз в металлургическом производстве телефон
Приоритетные направления деятельности музея в 2016 году
Отходы черных металлов утилизация
Растениеводство в амурской области сообщение
Интернет магазин одежды отечественного производства
Растениеводство самарской области википедия
Методы творческой деятельности журналиста
Что нужно для строительства здания
Транспортные средства для мебельных производств
Художественно творческая деятельность в подготовительной группе
Организация учебно творческой деятельности младших школьников
Купить мягкую мебель белорусского производства
Игра про добычу нефти на пк
Использование компьютеров в научно исследовательской деятельности
Понятие и особенности результатов творческой деятельности
Страны лидеры по производству одежды
Творческая деятельность это википедия
Инструкция по удалению медицинских отходов
Утилизация бытовых отходов картинки
Отходами при кулинарной обработке называют
Добыча золота в тюменской области
Сбор вывоз медицинских отходов
Производство домашней одежды оптом от производителя москва
Департамент охоты и рыболовства оренбургской области
Реестр поставщиков социальных услуг официальный сайт хмао
Технология производства молочных напитков
Спортивная одежда для мужчин украинского производства купить
Методику коллективной творческой деятельности разработал
Экологические показатели металлургического производства в украине
Использование методов генной инженерии в растениеводстве
Курсы по утилизации отходов
Производство машин для животноводства
Ферма симулятор 2017 моды лесозаготовка
Основные технологические процессы добычи угля
Защищенные компьютеры отечественного производства
Металлургическое производство автоваза
Легальная добыча золота физ лицам
Порядок сбора и накопления отходов
Сбор транспортировка переработка обезвреживание отходов
Добыча золота с соляной кислоты
Творческий стиль деятельности учителя
Свч обработка древесины
Втб займется добычей никеля и меди
Анализ рекламной деятельности турпредприятия
Добыча полезных ископаемых в крыму



© Copyright, economikpsihologia.ru