Учебная и научная деятельность образовательного учреждения Малина новосибирск производство женской одежды официальный сайт
Нормы научной деятельности и этика науки В этосе науки как бы скрещиваются и переплетаются познавательные и социальные 
Установившийся еще в эпоху античности идеал науки как стремление к истинному познанию есть исходная и фундаментальная ценность, которая в те далекие годы еще не была подкреплена необходимыми нормами исследовательской деятельности, обеспечивающими в полной мере реализацию этой цели.
В эпоху становления социального института науки ее ценностные ориентации расширяются, и все больше начинает усиливаться понимание научного знания как производительной силы, инструмента преобразования природы и общества. Однако лишь в конце 19-начале 20в. вместе с завершением процесса становления науки в качестве самостоятельного социального института вопрос о ценностях и нормах научного исследования становится действительно актуальным.
При изучении научной деятельности, как, впрочем, и любого другого социального явления, мы исходим из известной социологической парадигмы, предполагающей взаимодействие трех основных уровней: культура – социум (группа) – личность (ролевое поведение). Применительно к изучению социального института науки это означает приоритетную роль установления общеразделяемых ценностей и верований, образующих ядро культурной системы и интернализируемых членами группы в качестве мотивов своей деятельности. Применительно к социологическому исследованию науки эта проблема была впервые осознана и выявлена в работах американского ученого Роберта Кинга Мертона. В своем описании и анализе «научного этоса» он как раз и пытался определить тот ценностно-нормативный комплекс, который регулирует и направляет деятельность ученых на реализацию главной цели – получение достоверного знания.
По мнению Мертона, «Этос науки» содержит в себе следующие ценности: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм.
- Требование универсализма означает, что изучаемые наукой законы имеют всеобщий универсальный характер, их истинность не зависит от личности ученого, его пола или расы. Наряду с этим универсализм обусловливает интернациональность научных знаний. Нет и не может быть какой-то особой национальной науки, например немецкой или английской физики, т.е. по своему духу наука глубоко интернациональна.
- «Императив коллективизма» предписывает ученому передавать результаты своих личных достижений в общее пользование. Тот, кто впервые получил новый результат, сделал новое открытие, не имеет права распоряжаться ими единолично. Взамен автор получает от своих коллег признание и уважение, существенно влияющие на его социальный статус в мире науки.
- «Императив бескорыстия» означает, что для ученого главным смыслом его деятельности является бескорыстный поиск истины, свободный от личной выгоды.Нарушение этого требования может привести к тому, что ученые будут трудиться ради собственного обогащения и произойдет деформация «научного этоса», и это чревато потерей наукой своей автономии и независимости. По мнению Мертона, человек науки, конечно же, достоин вознаграждения, но оценку его деятельности вправе давать только его коллеги.
При изучении научной деятельности, как, впрочем, и любого другого социального По мнению Мертона, «Этос науки» содержит в себе следующие 
- «Организованный скептицизм» предполагает возможность острой критики со стороны других ученых при обсуждении полученных результатов. В науке недопустимо преклонение перед каким-либо авторитетом. Ученый должен быть настроен скептически в отношении как своих собственных результатов, так и достижений своих коллег. Для науки не может быть абсолютного, раз и навсегда установленного знания. Деятельность любого ученого должна быть открыта для критики. В то же время эта этическая норма направлена на то, чтобы ученый чувствовал ответственность за достигнутые им результаты, их обоснованность, достоверность и т.д. Но он должен уметь и отстаивать свои научные убеждения в дискуссиях и спорах с коллегами, если уверен в своей правоте, иметь мужество отказаться от этих убеждений, если будет доказана их ошибочность.
Несмотря на то что предложенный Мертоном анализ ценностей и этических заповедей науки неоднократно подвергался критике за присущую ему абстрактность, идеализацию научной деятельности, тем не менее его концепция до сих пор считается одной из самых влиятельных в социологии науки и какой-то значимой альтернативы ей не выдвинуто. Поэтому его концепция научного этоса прочно вошла во все хрестоматии и учебные пособия по философии и социологии науки.
В последующих работах по социологии науки Мертон предпринимает попытку более строго и точно описать те нормативные требования, которым ученый подвержен в конкретной исследовательской практике. Эти нормы, по его мнению, являются амбивалентными, т.е. содержат в себе определенные двойственные полярные требования. Например:
- ученый должен стремиться к тому, чтобы как можно скорее передавать свои результаты коллегам, но он должен тщательно проверять их достоверность и потому не торопиться с публикациями;
- ему надлежит быть восприимчивым к новым идеям, но вместе с тем не поддаваться давлению научной моды;
- ученый должен быть эрудитом и хорошо знать все факты, относящиеся к области его работы, но широкий кругозор не должен ограничивать самостоятельность его мышления;
Следование ученых нормам научного этоса обеспечивает В связи с этим наука рассматривается не как деятельность, направленная 
- человек науки должен выступать в защиту новых идей, но вместе с тем не поддерживать опрометчивые и необоснованные предложения;
- памятуя об универсальности знания, ученый не вправе забывать и о том, что сделанное им открытие является национальным достоянием и делает честь именно его стране и др.
Суть нормативных требований заключается в том, что ученый не должен догматически следовать принятым в науке нормативам, ему следует проявлять определенную гибкость, сообразуя свое поведение с реальной ситуацией. «Амбивалентность ученого» может быть объяснена также тем обстоятельством, что его деятельность не поддается жесткому регламентированию или однозначному шаблону.
Дальнейшие исследования в сфере социологии науки показали, что полное и всестороннее понимание механизмов функционирования социального института науки, его нормативной организации невозможно без привлечения данных из области историко-философских исследований. Дело в том, что в работах сугубо социологического плана, примером которых могут служить исследования Мертона и его многочисленных единомышленников, исследователи, как правило, отвлекались от содержательных, предметных особенностей деятельности ученого, полагая, что эта проблема относится к компетенции философов. Однако практика свидетельствует о том, что своеобразие деятельности как института науки в целом, так и отдельной группы ученых не может быть понято в отрыве от познавательных эпистемологических характеристик.
Какая связь существует между социальной организацией ученых и их собственно познавательной исследовательской деятельностью? Ответ на этот вопрос попытался дать американский специалист в области философии и истории науки Т. Кун в своей широко известной работе «Структура научных революций».
Основная мысль автора заключается в том, что существует тесная взаимосвязь между социальной организацией ученых (основным компонентом которой выступает научное сообщество) и характером научно-исследовательской деятельности, детерминируемой определенной парадигмой, которой он отводит центральное место в своей концепции. Парадигма (в последних работах он заменил ее термином «дисциплинарная матрица») включает в свое содержание: 1) теоретические законы и принципы; 2) определенные философские допущения о природе изучаемых объектов; 3) некоторые ценностные допущения о структуре и логике теоретического мышления – точность, предсказательность, логическая простота; 4) и наиболее существенный, по мнению Куна, компонент парадигмы – это «образцы» или модели решения научных головоломок (проблем и задач), которые формируются на основе предшествующих достижений в данной дисциплине. Но самое любопытное в концепции Куна относится не к эпистемологическим особенностям парадигмы, а к ее социальной функции, так как именно принятие учеными предписаний парадигмы в качестве определенных нормативов делает возможным существование научного сообщества и «нормальной» науки, стабильно функционирующей и не испытывающей кризисов. Парадигма, замечает Т. Кун, «управляет не областью исследований, а группой ученых-исследователей». Иными словами, по своим социокультурным функциям парадигму можно уподобить ценностно-нормативному комплексу. Сам Кун признает, что «парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества. И, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Примерами парадигм в естественных науках могут служить механика И. Ньютона, учение Ч. Дарвина, генетическая теория Г. Менделя и др., которые пережили периоды бурных революционных потрясений и в настоящее время существенно трансформировались.
Что же представляет собой в таком случае научное сообщество? Заметим, что этот термин использовали многие ученые, понимая под ним любой коллектив ученых. В трактовке же американского науковеда, научное сообщество – это группа ученых определенной специальности, принимающих определенную парадигму в качестве общеразделяемой ценности. Эти исследователи получили сходное образование и профессиональные навыки, усвоили одну и ту же учебную литературу, извлекли из нее одни и те же уроки, усвоили одни и те же способы и образцы решения научных головоломок. Другими словами, они прошли одинаковый процесс научно-профессиональной социализации, что и привело их к усвоению определенной парадигмы в качестве единственно правильной, истинной. Т. Кун, будучи специалистом в области истории физики, выделяет в первую очередь сообщество представителей естественных наук, как наиболее глобальное. Немного ниже в этой системе основных научных профессиональных групп располагается уровень сообщества физиков, химиков, астрономов, зоологов. Самые простые критерии идентификации ученого с каким-то сообществом, по мнению Куна, - это членство в профессиональных сообществах и чтение научных журналов. Основной элементарной ячейкой глобального сообщества выступает, естественно, дисциплинарное сообщество, интегрируемое и «управляемое» общепринятой парадигмой.
Однако парадигмы не вечны, проводимые в ее русле исследования могут сталкиваться с факта
Этос науки. Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности 

ЭТОС НАУКИ — понятие философии и социологии науки, обозначающее Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырёх научной деятельности, включая как взаимоотношения внутри научного 


ЭТОС НАУКИ, определение - понятие философии и социологии науки, обозначающее  Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырех  Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности: 

75] Почему ученый будет следовать нормам? Изменения характера научной деятельности в связи с переходом к «большой науке», сказались не 


Нормы научной деятельности и расширение этоса науки. В процессе вершения науки этически оцениваемые объекты производят 

Как форма знания наука возникла в Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) взаимодействие, коммуникация, обмен научной информацией, единство норм и идеалов Объект научной деятельности – законы действительности, закономерности Этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, 


«Этос науки - это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм,  Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы зависит только от 

Этос науки набор внутренних социальных норм которых придерживаются ученые в научной деятельности и которые обеспечивают 


человека к научному сообществу, согласованную деятельность науки  норм научного познания (не только по Р.Мертону) и влияет на статус науки и 

Все это вместе и принято сегодня называть «этос науки по Мертону». веке вопрос о формировании регулятивных структур в научной деятельности и интересный пример такой эволюции норм научной этики.


Нововведения в производстве изделий из кожи
Понятие участников транспортной деятельности
Купить яйцесортировальную машину отечественного производства
Производство мебели пониженный тариф
Федеральные округа россии с добычей железной руды
Научное исследование как особый вид познавательной деятельности
Бумага для печати производство
Ами мебель чье производство
В производстве каких пищевых продуктов участвуют микробы
По добыче угля в зарубежной европе лидирует
Научные книги об сфере сервисной деятельности
Управление природоохранной деятельностью в библиотеке
Деятельность подразделение технического надзора
Производство бумаги в узбекистане
Мягкая мебель для детского сада производство россия
Добыча золота в белоруссии
Современные технологии производства бумаги
Добыча нефти и газа в ссср
Добыча полезных ископаемых в норвегии
Технологический производство электрических машин
Этапы разработки научного дизайна
Какие инструменты нужны для ремонта компьютеров
Вязальная машина для дома российского производства цена
Отвал породы при добыче золота
Анализ научно просветительской деятельности в дополнительном образовании
Красноярский краевой фонд поддержки научной деятельности
Утилизация ценных отходов
Глубинный насос с нижним забором воды
Купить продать скруббер бутара для добычи золота
Лесозаготовки забайкальского края
Производство изделий из кожи в россии
Научная деятельность в школьном лагере
Животноводство влияет на природу
Добыча нефти в архангельской области
Производство резиновой крошки спб
Регистр получателей социальных услуг программа
Технология строительства модульных зданий
Добыча сланцевого газа в украине 2016
Технический центр учета объектов градостроительной деятельности новосибирск
Сро на строительство зданий
Перечень временных зданий и сооружений в строительстве
Энергоэффективность добычи нефти
Производство машин для животноводства
Проблемы добычи полезных ископаемых в россии
Основные технологические процессы добычи угля
Производство корпоративной одежды москва
Металлургическое производство автоваза
Правила безопасности при строительстве подземных сооружений 2016



© Copyright, economikpsihologia.ru