Работник на добычу полезных ископаемых Научная деятельность маслоу
Основы общей (формальной) логики были заложены имели идеи и образцы научной деятельности Г. Галилея. Суть выработанного 
Наука каКоОсобый вид деятельности
УДК 303.4:001.8
методы, методология и логика
научных исследований
в. н. едронова,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru
а. о. овчаров,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
В статье даны ответы на вопросы о том, что представляют собой метод и методология научных исследований, как классифицируются методы и каковы их свойства, чем методика отличается от метода, а естественнонаучная методология от методологии гуманитарных наук, какие исторические формы принимала научная методология, что такое логика научного исследования, на какой методологической основе строится логика научного открытия и логика научного поиска.
Ключевые слова: методология науки, метод, тип рациональности, логика открытия, научный поиск.
Важным элементом научного познания выступают способы осуществления познавательной деятельности, т. е. многообразные методы и приемы, посредством которых человек открывает новое зна-
ние, обосновывает, доказывает, систематизирует уже полученное. Метод является более сложной познавательной процедурой, чем прием, хотя иногда в литературе эти термины используются как синонимы.
Метод - набор принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. В Большой советской энциклопедии метод трактуется как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В широком смысле под методом понимается сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Российский ученый В. П. Кохановский дал образное определение метода как компаса, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяя избегать ошибок.
Наиболее распространенная классификация методов заключается в выделении трех групп методов. Первая группа включает специальные методы, имеющие место в конкретной науке (например, метод группировки в статистике); вторая группа - общенаучные методы, используемые в разных науках (например, наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.); третья - всеобщие методы, которые применяются во всех сферах познавательной деятельности (например, диалектика и ее принципы).
Основы исследовательской деятельности: уч. пособие /. С.А. Петрова, И.А. Кожухар В.М. Основы научных исследований: учебное пособие / В.М. ние методов научного познания и применение логических законов и правил на 
Возможно и другое деление методов. Например, исходя из стадий научного исследования, выделяют метод эксперимента, метод обработки эмпирических данных, метод построения научных теорий и их проверки, метод изложения научных результатов. Если в качестве критерия взять формы причинности, то можно говорить о двух группах методов: однозначно детерминистские и вероятностные методы. Разнообразие методов и сама творческая природа научного мышления делают, по мнению известного ученого А. Г. Спиркина, крайне проблематичной возможность построения единой теории научного метода в строгом смысле слова - теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных методов в научном исследовании.
В литературе выделяется ряд свойств, характеризующих научный метод. К ним относятся:
- детерминированность метода, т. е. его обусловленность объективными закономерностями, исключение произвола в применении;
- ясность (простота) метода, т. е. содержание метода должно быть понятным и распознаваемым;
- эффективность (результативность) метода, т. е. его способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого научного результата;
- направленность метода, т. е. его подчиненность определенной исследовательской цели;
- плодотворность метода, т. е. его способность давать кроме основного результата еще и побочные, но не менее важные результаты;
- экономность (экономичность) метода, т. е. его способность давать научный результат с мини-
мальными затратами средств, сил и времени;
- эвристичность метода, т. е. его способность давать новый (оригинальный) результат;
- однозначность метода, т. е. его внутренняя непротиворечивость, соответствие друг другу различных положений метода.
Близким к понятию метода является понятие методики. В экономическом словаре под методикой понимается конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование научного результата. Методический инструментарий исследования связан прежде всего с технической стороной этого исследования, с регламентацией действий ученого в процессе научного поиска. Другими словами, методическая деятельность - это вспомогательная, обеспечивающая сфера научного познания, но она чрезвычайно важна для решения конкретных задач. Именно поэтому термин «методика» употребляется всегда в отношении конкретного объекта или процесса. В экономических исследованиях можно встретить такие словосочетания, как «методика оценки рисков (устойчивости, платежеспособности)», «методика расчета коэффициента (показателя, индикатора)», «методика составления плана (алгоритма, правила)» и т. п.
Атудов В. В. 3. Основы философии и культуры мышления: В 3 ч. Гносеологические и логические основы науки. Отражение, деятельность, познание.
Учение о методах познания и преобразования действительности носит название методологии. Наряду с этим значением методологией называют и систему организующих и регулирующих научное исследование принципов, подходов, приемов, методов и методик. По мнению А. Г. Спиркина, методология науки дает характеристику компонентов научного исследования -его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Неверно сводить понятие «методология» к механической совокупности методов научного исследования. На это указывают многие ученые-методологи. В частности, по мнению В. П. Коха-новского, методология - сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.
Вместе с термином методология часто используются еще три понятия: методологический принцип, подход и парадигма.
Методологический принцип играет роль нормативной координаты или ориентира, организующего и направляющего ход научного исследования к намеченной цели (принципы верификации, фальсификации и т. д.).
Методологический подход включает в себя установки, группу методов и приемов, имеющих общее основание (системный, комплексный, междисциплинарный и другие подходы).
Методологическая парадигма - совокупность методологических оснований (норм, научной картины мира, главенствующих научных идей и принципов), характерных для определенного исторического этапа науки, регулирующих научное познание (методологические парадигмы классической, неклассической, современной науки).
В литературе принято различать методологию естественных наук и гуманитарных. Существует общность методов, установок, принципов у естественнонаучного и гуманитарного знания, но не менее важны и различия. Например, существенное различие заключается в обосновании достоверности знания. Если для естественнонаучного знания проблема достоверности в конечном счете определяется практической проверкой, постановкой научного эксперимента, то в гуманитарной области достоверность определяется глубиной понимания, интерпретации и аргументации. Социально-гуманитарная мысль диалогична, логика диалога во многом заменяет эксперимент.
В естественнонаучном знании особое значение имеет так называемая критическая рефлексия, т. е. способность научного мышления к критическому анализу. Естественнонаучная рефлексия направлена на критическое исследование научного знания, методов и способов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. В конечном счете она направлена на решение задач верификации, т. е. проверки достоверности полученного знания. В гуманитарном же знании наряду с критической рефлексией имеет значение саморефлексия - способность ученого сосредоточиться на себе, сделать себя предметом осмысления. Эта позитивная рефлексия входит в методологический арсенал гуманитарного знания.
Естественнонаучная методология опирается на принцип объективности, в соответствии с которым исследователь не может привносить в объект ничего субъективного, результаты исследования должны быть воспроизводимы другим исследователем,
который при тех же условиях будет получать аналогичные результаты. При этом все результаты должны подлежать проверке, т. е. быть верифицированы. Стремление к предметному, объективному знанию, раскрывающему сущностные связи природных явлений, их законы, является фундаментальным принципом естественнонаучной методологии.
Принцип объективности в гуманитарных науках сохраняет свою методологическую силу. Основоположник «понимающей социологии» М. Вебер считал обязательным условием социологии как науки исключение из ее содержания предвзятости, субъективных пристрастий. Социологи должны видеть факты такими, какие они есть, а не такими, какими бы им хотелось их видеть. Но этот принцип в социально-гуманитарном познании не противоречит принципу отнесения к ценностям, который обусловливает возможность понимания.
Деление научной методологии на естественнонаучную и гуманитарную является базовым подходом к ее классификации. В зависимости от области знания (сферы науки) возможно выделение уровней методологии по предметным областям самой науки. Другими словами, можно говорить об исторической методологии, методологии политических наук, методологии физики и т. п. Здесь, правда, нужно понимать, что методология в данном случае трактуется в узком смысле, т. е.

научных работ по философии , автор научной работы — ЕДРОНОВА В.Н., ОВЧАРОВ Органицизм как теоретико-методологическая основа миропонимания Понимание логики научного поиска именно как логики деятельности 


на сайте Студопедия.Орг тему: Логические основы научного мышления  их учет в познании и практической деятельности. 17.

Важным средством логического анализа систем научного знания является со структурами предметно-экспериментальной практической деятельности, его же, Логика науки, М., 1971; Копнин П. В., Логические основы науки, К., 


Логика научного исследования (нем. Logik der Forschung) — эпистемологический трактат Основные понятия. Верификация, Опыт, Факт Эмпирическая проверка логических следствий. Если проверка пройдена Деятельность ученого заключается в выдвижении и проверке теорий. Эмпирические науки 


Он писал: «Под методом мы понимаем способ деятельности человека, в котором воедино соединяются  267 Копнин П.В. Логические основы науки.

Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может 


а) методологические основы научного знания, а также специфику устанавливает логические связи между правовыми нормами, 


ЛОГИКА НАУКИ — направление логических и философских исследований  функций и форм деятельности научного сообщества (социология науки) и  научного знания средств математической логики, основы которой были 

Информационно-логические основы высокопроизводительной Основные работы, опубликованные по результатам исследований: Результаты научных исследований · Результаты по ФЦП · Инновационная деятельность.


в науке и технике, его объективные и логические основы» Выполнил: В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, 


Цель освоения дисциплины «Основы научных исследований» состоит в  План курсовой работы - это логическая основа исследования, важнейший 

и порядокорганизации педагогической деятельности, педагогического 1 См., например: Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки.


Целью дисциплины «Основы научных исследований» является изложение и усвоение Использование законов логики в процессе познания. Основные 


Освоение основ научно-исследовательской деятельности входит в число требований к  Логические законы научного исследования. 8. Методы 

образом, познавательная деятельность человека вызвана'практикой и способах научного познания, то есть учение о структуре, логической 


Конспект лекций: Логические основы научного познания. Мышление человека отличается от психической деятельности животных, прежде всего тем, 


Зачет по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» является  метода и методология научных исследований», «Применение логических 

Основное отличие логики науки от философии науки состоит в том, что в ней функций и форм деятельности научного сообщества (социология науки) и научного знания средств математической логики, основы которой были 


Основное отличие логики науки от философии науки состоит в том, что в ней функций и форм деятельности научного сообщества (социология науки) и научного знания средств математической логики, основы которой были 


Основное отличие логики науки от философии науки состоит в том, что в ней  функций и форм деятельности научного сообщества (социология науки) и  научного знания средств математической логики, основы которой были 

Основные понятия: категории, законы, научная идея, аспект, гипотеза, дедукция, идея, Логическим средством построения и раскрытия теории являются умственной деятельности учащегося, направленной на овладение 


Изложены основы методологии научного исследования, рассмотре- Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект 


«Основы методологии научных исследований». Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения слушателями основ логических знаний, 

Глава 2.1, Логические основы системного анализа. Практика Но мышление есть процесс познавательной деятельности индивида, предмет Важнейшей и первоначальной категорией логики является научная проблема.


Ремонт компьютеров шуя
Коллективно творческая деятельность в лагере
Ремонт оборудования какие документы нужны
Ответственность при заключении договора на утилизация отходов
Ремонт компьютеров шексна
Рынок отрасли разработки программного обеспечения 2016
Деятельность музеев
Учет оборудования требующего монтажа в бюджетном учреждении
Мебель производство беларусь интернет магазин
Производство нефтепродуктов в 2015 году
Добыча бурого угля в тульской области
Оборудование для производства резиновой брусчатки цена
Производство резиновой стружки
Ремонт автомоечного оборудования
Главные районы добычи железной руды в мире
Бумага для производства фильтров воздушных
Творческой деятельностью они играют в
Печь для утилизации отходов своими руками
Медицинская мебель белорусского производства
Строительство зданий из сэндвич панелей москва
Ставропольский нии животноводства официальный сайт
Оквэд строительство дорог аэродромов и спортивных сооружений
Договор инвестирования строительства нежилого здания
Аграрии обсудили проблемы растениеводства
Монтаж и наладка электрических машин
Добыча нефти на шельфе норвегии
Рекламная деятельность бухгалтерский учет
Издательская деятельность библиотек в год экологии
Производство машин для животноводства
Тарасково ремонт компьютеров
Основные технологические процессы добычи угля
Производство мебели из картона на заказ
Металлургическое производство автоваза
Сп сбор хранение и удаление отходов
Порядок сбора и накопления отходов
Мотивация научной деятельности студентов
Добыча золота с соляной кислоты
Садики за раздельный сбор отходов
Свч обработка древесины
Ручная фреза для обработки древесины цена
Анализ рекламной деятельности турпредприятия
Расчет коэффициента падения добычи нефти
Компенсаторы резиновые производство
Воспрепятствование деятельности общественной организации
Искусственная кожа производство в кирове
Вднх павильон растениеводство
Обработка древесины в бане внутри
Монтаж и пусконаладочные работы технологического оборудования



© Copyright, economikpsihologia.ru