Рене декарт научная деятельность Производство мебели из лозы в закарпатской области
Анализ социологических исследований, опросов, анкетирования пути их решения для того, чтобы деятельность библиотек была 
Е.А.Мамчур
Принцип «арациональности» и его границы Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 99-03-19580.
– 11 –
Дж.Р.Браун подчеркивает его позитивную роль в решении задачи рациональной реконструкции познавательного процесса, утверждая, что он направлен на то, чтобы максимально рационализировать познавательный процесс [3, р. 143]. Так же высоко оценивают его роль другие рационалистически ориентированные философы науки.
Руководствуясь принципом арациональности, философия науки в решении проблемы границ социологического подхода (к анализу знания), оказалась близка к традиционной социологии науки. Известный социолог Р.Мертон так определяет границы социологического подхода: «Центральным пунктом согласия всех подходов к социологии познания является тезис, согласно которому идеи имеют экзистенциальный (т.е. социальный) базис лишь в той мере, в какой они не могут быть определены имманентно (т.е. рационально)» [4, p. 516]. Эту точку зрения поддерживал и другой известный социолог науки – К.Манхейм. Он различал между имманентными и не-иммацентными идеями (подразумевая под имманентными идеями те, которые могут быть объяснены с привлечением только когнитивных факторов) и утверждал, что только не-имманентные идеи являются подходящим материалом для социологического анализа.
А-64 Анализ деятельности общедоступных библиотек Республики По данным социологического опроса и, по мнению экспертов, в республике при 9 
Между тем, возникшая в 70-х гг. социология познания (особенно то ее направление, которое получило название «Сильной программы социологии познания» – дальше СПСП (она разрабатывается представителями Эдинбургской школы исследования науки) – относится к такому решению проблемы резко отрицательно. В противовес ему представители СПСП выдвигают принцип (методологической) симметрии. Согласно этому принципу, не только «плохая», но и «хорошая» наука должна исследоваться средствами социологического анализа [5, p. 4–6].
Философы науки встретили принцип методологической симметрии (так же как и «Сильную программу» в целом) с негодованием. В принципе методологической симметрии они усмотрели отказ от признания внутренней логики науки, отрицание автономии научного знания. Они упрекают сторонников СПСП в забвении особого эпистемологического статуса науки, присущих ей специфических особенностей, отличающих ее от мифа, религии и других форм культурной деятельности людей.
Между тем, весь этот гнев в значительной мере напрасен. В самом по себе принципе симметрии, так, как его трактуют все социологические подходы к анализу научного знания, нет ничего криминального.
– 12 –
В этом принципе, если он не сопровождается какими-либо дополнительными, более сильными, оговорками, находит отражение тот вполне очевидный факт, что наука является продуктом человеческой деятельности, одним из аспектов человеческой культуры, в силу чего может изучаться теми же методами, что и другие сферы человеческой интеллектуальной деятельности.
Так что сам по себе принцип методологической симметрии имеет право на существование. И в той мере, в какой социология познания ограничивается этим принципом, с нею все в порядке. Любая интеллектуальная деятельность, в том числе и научная, вполне может быть подвергнута таким образом понимаемому социологическому анализу без угрозы искажения её сущности. Принцип арациональности в данном случае оказывается не работающим.
Но тогда возникает вопрос, почему философы науки стремятся распространить действие принципа арациональности и на этот случай? В чем причина их резко отрицательного отношения к постулату методологической симметрии и к социальному вообще? Почему они считают, что социальные факторы всегда ведут только к девиациям?
Одна из причин заключается в особом истолковании самого понятия «социальное». Философы науки трактуют социальное в смысле групповых интересов, носящих, к тому же, идеологический характер. Все примеры влияния социального на научное познание, которые приводит в своих работах сам автор принципа арациональности Л.Лаудан, являются примерами социальных факторов именно такого рода. Отрицая объяснительные возможности когнитивной социологии в теоретической реконструкции познавательного процесса, Лаудан пишет: «Говорим ли мы о социальных классах, экономических основаниях, системе родства, исполняемых ролях, психологических типах или образцах этнической общности, мы обнаруживаем, что все эти факторы не имеют непосредственного отношения к системам научного мировоззрения большинства ученых... Среди защитников (так же как и опровергателей) ньютоновской теории в 18 в. были как сыновья рабочих, так и аристократов; среди ученых, принявших дарвинизм в 1870–80 гг. были как политические консерваторы, так и политические радикалы; приверженцы коперниканской астрономии в 17 веке представляли собой целый спектр занимаемых положений и психологических типов, начиная с университетских преподавателей (Г. Галилей), профессионального военного ( Р.Декарт) и кончая священником (М.Мерсенн)» [1, p. 68].
Неотъемлемой частью профессиональной деятельности является поиск обеспечение АРБИКОН: результаты социологического анализа // НТБ.
– 13 –
В таком же узком духе трактует социальное и У. Ньютон-Смит. Приводя примеры влияния социального на научное познание, Ньютон-Смит пишет: «Мы можем легко представить себе ученого на ранних стадиях развития науки, который, стремясь занять высокий пост в церкви, выбирает для разработки теорию, которая больше всего нравится церковным авторитетам (или современного молодого ученого, который, желая сделать научную карьеру, выбирает программу, поддерживаемую главой департамента, в котором он работает, хотя в глубине души он убежден, что эта программа лежит вне сферы настоящей науки)» [2, p. 246].
И если философы науки понимают социальное в таком духе, они правы в своем негативном отношении к нему: групповые идеологические интересы действительно способны повлиять на развитие науки самым негативным образом. Достаточно привести только один пример – лысенковщину. Следует отметить, однако, что исходя из такой узкой трактовки социального, философы науки в своем споре с социологами познания нередко бьют мимо цели, поскольку далеко не все социологические направления трактуют социальное в смысле групповых интересов. Многие из них исходят из значительно более широкого истолкования «социального», понимая его как продукт общества в целом.
Когда, например, Д.Блур говорит о влиянии культурных факторов на математические теории числа и утверждает, что в различных культурах формировались различные концепции числа, он имеет в виду отнюдь не идеологические групповые интересы, а либо культуру античной Греции в целом, либо современную европейскую культуру [5, ch. 5].
Другой причиной негативного отношения к принципу методологической симметрии является то, что философы науки ошибочно приписывают социологам представления о более сильном, чем это есть в реальном бытии науки и в философских реконструкциях познавательного процесса, воздействии социального (на познавательный процесс). Обсуждая вопрос о влиянии социальных факторов на научное познание, можно иметь в виду как более слабое, так и более сильное воздействие. Более слабое воздействие можно охарактеризовать как социальную обусловленность познания, а более сильное – как социальную детерминированность познания. Философы науки подозревают социологов познания в том, что они всегда исходят из утверждений о существовании социальной детерминированности познания. На самом деле это далеко не всегда так.
– 14 –
Принцип методологической симметрии, сформулированный СПСП, не будучи снабженным какими-либо оговорками или дополненным какими-то другими принципами, ничего не говорит о том, какое влияние имеется в виду. Многие социологические направления, принимая этот принцип, предполагают слабое влияние, т.е. социальную обусловленность познания. Так, все направления социологического анализа знания, которые объединяют в последнее время под названием «конструктивизм», фиксируя свое внимание на том, что наука является человеческим предприятием, что она – продукт деятельности людей [6], имеют в виду социальную природу познания и этим ограничиваются.
Есть, однако и такие направления, которые исходят из тезиса о более сильном влиянии. К ним относятся СПСП, а также социальный конструктивизм Б.Латура и С.Вулгара (СК) [7]. Так, один из авторов СПСП Д. Блур не просто констатирует влияние социокультурных факторов на математические концепции числа, он отрицает возможность существования единого корпуса математического знания. Он утверждает, что античная математика имеет такое же право на существование, как и современная математика, что она ничуть не хуже этой последней и является ее альтернативой.
Аналогичным образом представители СК не просто утверждают, что на интерпретацию экспериментальных фактов влияют социальные отношения различного рода. Латур и Вулгар полагают, что научные факты целиком и полностью являются социальной конструкцией. С их точки зрения, научные факты становятся

Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, Метатеоретический анализ социологических теорий деятельности и Социологические теории деятельности и практической рациональности 


Анализ социологического исследования. В Амурской областной  Культурно-досуговая деятельность очень важна в работе библиотек. Отдельный 

1.5 В своей деятельности сотрудники библиотеки руководствуются: Оценка удовлетворенности пользователей, социологический опрос, анализ 


ведению социологических исследований как в библиотеке, так и за ее пределами. Автор – кандидат Анализ спроса как социологическая методика . отношение пользователей к библиотеке, оценка ее деятельности в целом.


Социологическое исследование: методология программа методы. Оглавление  Можно провести анализ структуры мотивов трудовой деятельности в 

Социологическое исследование «Библиотека и экология» Проводит ежегодный анализ деятельности библиотек республики по экологическому 


Иными словами, социологический анализ должен применяться лишь в том ее от мифа, религии и других форм культурной деятельности людей.


Петрова М.А. По страницам дорог: анализ социологического исследования. Астраханская  деятельность молодых сотрудников российских библиотек.

Анализ современных тенденций общественного развития, к самостоятельной мыслительной деятельности. В ходе социологических исследований 


В содержании и условиях деятельности российских библиотек происходят Анализ регулирующих функций принципов и типологии социологических 


Социология благотворительной деятельности  в период трансформации российского общества: региональный аспект (социологический анализ) 

Основные виды деятельности библиотеки: анализ книгообеспеченности учебного процесса, изучение проведение социологических исследований с целью изучения 


Программно-проектная деятельность библиотек в современных условиях общие подходы к деятельности; анализ сложившейся ситуации; анализируются данные социологических и маркетинговых исследований, 


направления исследовательской деятельности в библиотеках  Предназначение любого социологического исследования – это анализ таких проблем 

анализ степени использования конкретных изданий на чувашском языке, Активизации социологической деятельности библиотек способствовало их 


Социальный анализ, например, деятельности коллектива предприятия должен способствовать разработке научно обоснованной системы 


проведении конкретно-социологического анализа какого-либо процесса,  деятельностью, например, изучения отношения к библиотеке, чтению,.

Деятельность муниципальных библиотек по работе с социально библиотек города: ежегодный анализ статистических показателей. Из опыта осуществления социологических исследований в библиотеках России:.


Драга для добычи золота своими руками видео
Добыча торфа в удмуртии
Количество добычи нефти по странам
Альтернатива ооо строительство административных зданий
Компании по производству женской одежды
Как сделать станок для обработки древесины
Деятельность водного транспорта
Машины пострадавшим на производстве крым 2016
Заполнение налоговой декларации на добычу полезных ископаемых
Мини оборудование для добычи золота
Правила сбора и утилизации отходов класса б
Оптом одежда для биатлона российского производства nordski
Научная деятельность студента задачи значение формы
Добыча нефти в россии в сутки 2016
Организация развлечений
Промышленные скруббера для добычи золота
Промышленное строительство и монтаж оборудования
Сахалин энерджи добыча газа в 2015 году
Женская одежда производства турции кореи больших размеров
Условия проведения лотереи новогодний миллиард
Сущность проектной деятельности в библиотеке
Машина производства кабеля
Государственное и общественное регулирование рекламной деятельности
Яркая одежда производство украина купить в москве
Правила рыболовства в казахстане на 2016 год
Характеристика производственной деятельности библиотеки
Работа на добыче сланца вакансии
Кожа для производства обуви купить
Строительство летней кухни подвала сарая одним сооружением
Серийное производство вычислительных машин
Фабрика одежды норд винд производство
Щелочное воздействие увеличение добычи нефти нгду
Строительство зданий и сооружений полы
Рыболовство в россии 2015
Справочник по монтажу заводского оборудования
Лидер по добыче нефти в мире 2016
При производстве напитков используют кислоту
Виды лицензий на осуществление транспортной деятельности
Операционально технический состав деятельности
Риски и страхование транспортной деятельности реферат
Способы забора воды гидроэлеватором
Конференции по добыче урана 2017
Где расположены перспективные районы лесозаготовок
Утилизация отходов в разных странах
Ремонт компьютеров одноклассники
Тендеры на монтаж холодильного оборудования
Химические процессы производства пищевых продуктов
Управляющие компании сбор отходов



© Copyright, economikpsihologia.ru